среда, 28 декабря 2016 г.

Развивающееся сотрудничество — тренинг и практика в Нансеновском Центре (Лиллехамер, Норвегия, 2016 год)

26 ноября 2016 года завершился «Интенсивный тренинг по диалогу для практиков», организованный уже традиционно в Лиллехамере (Норвегия) Нансеновским Центром мира и диалога. Два новых члена команды, Ярослава и Денис, получили возможность познакомиться с системной работой по поддержке мирных процессов, которую Нансеновской Центр ведет не первый десяток лет.

Ниже ребята делятся своими впечатлениями от поездки и тренинга.


Нансеновский центр мира и диалога занимается широким спектром деятельности, включая фасилитацию диалогов в конфликтных и постконфликтных обществах, тренинги, и курсы по методологии диалога, образование в духе мира, и распространение знаний о конфликтных территориях, в которых работает. Метод Нансеновского диалога основан на убеждении, что хорошее в человеке, а также, что уважение к человеческим правам – сильнее разрушающих сил.

Находясь там, понимаешь, насколько оправдано было решение ехать в Норвегию. Это место обладает каким-то невероятно магическим свойством вдохновлять и давать надежду, а это именно, то чего так не хватает, когда ты почти три года в режиме 24-7-365 находишься в состоянии стресса в зоне вооруженного конфликта, уже не принимая во внимание разного рода множественные мелкие конфликты внутреннего, межличностного, и прочего характера.

В этом году организаторы семинара, под новым руководством директора Центра – Альфредо Замудио, собрали международный пул экспертов гуманитарных и правозащитных организаций, каждый из которых ежедневно работает и живет в конфликтных зонах. Среди участников были представители агентств ООН (UNHCR, UNICEF), Норвежского совета по беженцам (Norwegian refugee council), One Earth Future (Канада), Национального демократического института (Албания), CARE (Босния), Центр Осло (Мир, демократия, гражданские права) и Донбасского Диалога из Украины.

Цель тренинга изначально заключалась в том, чтобы обеспечить участников теоретическими знаниями и практическими наработками Центра, которые впоследствии можно было бы использовать в реальных условиях различных конфликтных ситуаций. После первых упражнений и презентаций стало понятно, что первоначальный вариант плана тренинга уже не сможет удовлетворить нужды собравшихся участников, которые превысили ожидания организаторов в плане открытости, кооперации, обмена мнениями и опытом, а также полной отдачи.

В ходе тренинга состоялось несколько сессий на темы:
  • коммуникация, культура и принадлежность (преимущественно этническая);
  • инструменты конфликтного анализа и сфера трансформации конфликта;
  • теория и практика диалога;
  • практика фасилитации диалога;
  • диалог как долгосрочный процесс.

Первая сессия включала презентации, обсуждения вопросов культуры и принадлежности человека. Также практиковали активное слушание («позволяющее точнее понимать психологические состояния, чувства, мысли собеседника с помощью особых приемов участия в беседе») и обсуждали принципы нансеновского диалога.

Далее непосредственно перешли к обсуждению природы конфликтов, в том числе конструктивных и деструктивных. Посмотрели презентацию о «картографировании» конфликта (см. рис. ниже), и попытались в групповых упражнениях применить полученные знания на практике.


Например, при рассмотрении практически любого конфликта можно выделить основные его элементы (участники, стороны влияния, взаимосвязи, каналы коммуникации и пр.). При этом, в центре всегда находится конфликт и проблема/последствия (issue/causes), которые появились в результате; существуют как минимум две противоборствующие стороны (protagonist/antagonist), поддержка каждой из сторон (support), и разрешение (resolution). Если ты являешься непосредственным участником конфликта – эта схема достаточно хорошо помогает абстрагироваться от эмоций и переживаний, оставив на карте только факты, иногда нелицеприятные, но так необходимые для полноценного анализа и нахождения способов разрешения. Конечно, немалую роль здесь играет готовность признавать наличие этих самых «нелицеприятных фактов».

Участники тренинга были разделены на малые группы. Рассмотренный каждой группой конфликт и проведенный анализ стал кейсом на всю неделю, а последующая практика уже была основана именно на условиях выбранного конфликта.

Особую полезность стоить отметить в участии людей а) не вовлеченных в конфликт; б) не знающих до этого конфликтную ситуацию; и в) представляющих иную/отличающуюся культуру/религию/традиции/пр. Свежий, трезвый взгляд со стороны и анализ конфликта с позиции отсутствия какого-либо интереса дает непредсказуемые результаты и может указать на те нюансы вашей ситуации, которые вы не в состоянии уже рассмотреть, будучи всецело им поглощены.

В сессии «Теория и практика диалога» были рассмотрены следующие аспекты:
  • ключевые особенности диалога;
  • диалог, переговоры и медиация — сходства и различия;
  • роль фасилитатора;
  • практическая сессия фасилитации диалога.

Каждый участник побывал в роли фасилитатора, пытаясь применить на практике полученные знания и навыки. В итоге было сделано несколько выводов:
  • не каждый способен стать фасилитатором, какими бы хорошими и глубокими знаниями он не обладал. Это всегда комбинация личных качеств, полученных знаний и навыков, а также опыт;
  • фасилитатор – не участник конфликта, он всегда приглашен, и признан всеми сторонами конфликта, что дает ему возможность быть независимым, беспристрастным и справедливым при создании благоприятной среды для диалога;
  • проигрывая, казалось бы, чужую, совсем неизведанную ранее роль (для многих участников семинара), человек открывает в себе такие тайники, что трудно уже представить, как далек он был от понимания или ощущения тех или иных событий, личных переживаний. Это полезно любому, кто готов сделать шаг навстречу мирному разрешению любого спора или конфликта. Если человек постарается всецело проникнуться позицией, интересами и нуждами противоборствующих сторон, он откроет в себе силы понять и продолжить процесс диалога уже с позиции уважения их чувств и достоинства.
Последняя, но немаловажная сессия была посвящена диалогу как длительному процессу. Была представлена стратегическая схема создания диалога, как одного из основных критериев успеха. Именно подготовительный процесс самого диалога является критически важным, ошибки и просчеты в котором могут привести к отказу от диалога вообще или превращения его в бесполезные разговоры и бессмысленную полемику.


Каждая из тем тренинга, описанных выше, находит отклик в душе человека, так или иначе ставшего частью конфликта. Любое знание, навык или просто аналитическое упражнение автоматически проецировались на украинские реалии. Очевидно, что сегодня украинский конфликт уже не так «популярен» в международных медиа. Пообщавшись с коллегами на тренинге (гуманитарными работниками на секундочку! то есть теми, кто как никто другой ориентируется в мировых конфликтах, их последствиях, и попытках разрешения) стал очевидным очень важный факт: о конфликте они знали немного, о стране и регионе тем более. Стоит ли их за это судить?

Находясь там, в который раз убеждаешься, что для малейшего прогресса в решении нашего болезненного вопроса, нужно понять и принять вот что: люди за границами твоей страны абсолютно ничем тебе не обязаны; они могут бесконечно тебе сочувствовать и сопереживать, иногда помогать материально, но решать проблему или жить с ней должен ты и никто другой. Никакие организации, правительства, денежные фонды и другие зарубежные «миссии», которые по мнению многих украинцев должны прийти и решить конфликт, не смогут этого сделать и не должны. Как только понял это, можно переходить к следующему шагу. Оппоненты должны быть услышаны друг другом. Именно для этого стоит задуматься над вопросом диалога. Чем больше людей «понимают», что такое диалог, тем больше шансов на скорейшее примирение и нахождение компромисса.

Уж очень много пишут книг о войне и о том, как ее вести. В то время как так мало сказано о «диалоге», и уж совсем ничего мы не знаем о том, как жить в мире. Ведь это то, чего человечество, по сути, еще не переживало в своей истории.

А для тех кто, не захочет находить компромисс, в центре Нансена был придуман нехитрый инструмент.

4NTTXkuyAF4.jpg


Упражнения из тренинга:
Участники разделяются по парам, и каждый делится друг с другом личным опытом дискриминационного отношения к себе. После чего собеседник задает тебе вопросы различного характера: общие, уточняющие, пр.


И еще одно упражнение. Задача участников одновременно находится в контакте с бумагой, но при этом не касаться пола. Только с третьей попытки, мы догадались, что не было указано время, которое мы должны провести в таком состоянии – поэтому было принято решение всем взяться за бумагу и одновременно прыгнуть, выполнив, таким образом, основные условия задания.
Paper not floor.jpg



Below link on English version Developing cooperation — (Lillehammer, Norway, 2016)

Комментариев нет:

Отправить комментарий